Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа №3 г. Березино
Дата выполнения: ноябрь 2022
Участники: учащиеся 5 классов – 67 человек, члены кружка « Юный эколог » - 12 человек
Ответственный: Скуратович Наталья Николаевна
Количество участников: 64 чел.
Цель: и изучить видовое разнообразие птиц, встречающихся на территории
учреждения образования .
На протяжении года учащиеся наблюдали за птицами, которые прилетают на территорию нашей школы. Собранные данные о птицах родного края расширяют наши знания о птицах, становятся дополнительным стимулом к последующему изучению птиц и природы в целом.
Экскурсия. Определение птиц по внешнему виду
(по территории учреждения образования и прилегающей местности)
Цель: научить учащихся определять птиц по внешнему виду.
Беседа
Какие птицы прилетели к нам весной, а какие провели здесь всю зиму? Меняется ли характер питания птиц зимой и летом? Где могут устроить гнезда птицы на территории школы? Что можно сделать, чтобы привлечь на пришкольную территорию больше птиц зимой и весной?
Составление портрета птицы (групповая работа)
Умение различать виды птиц по их характерным чертам приносит чувство удовлетворения. Умение внимательно смотреть и точно описывать – важные жизненные навыки. Для учащихся, овладевших этими навыками, удовольствие наблюдений увеличивается удовольствием от способности определять: просто птичка становится домовым воробьем или городской ласточкой или обыкновенной галкой. Знание видовых названий позволяет найти еще больше интересной информации об отдельной птице: как и где она обычно строит гнездо, каковы ее пути миграции, каковы предпочтения в пище, какие у нее есть другие особенности.
Беседа об охране птиц и основным угрозам для них
Обсуждение существующих проблем для выживания птиц в парке учреждения образования. Какие факторы природной среды и хозяйственной деятельности человека имеют наибольшее значение в сокращении численности птиц? Какие конкретные меры в стране принимаются для сохранения птиц? Какое участие в природоохранных мероприятиях могут принять учащиеся нашей школы?
Примеры птиц
Описание |
Фото |
Ворона (Corvus corax) Самцы по размеру больше самок. Телосложение представителей мужского пола плотное, сбитое. Перья глянцевые, плотно прижаты к телу. Шея толстая и крупная. Вес самок колеблется в пределах 800-1200 граммов. Их хвост не такой длинный, шея тонкая. Отличить воронов от грачей или обычных ворон можно по черной бородке из тонких перьев. Во время пения они трясутся.
|
|
Грач (Corvus frugilegus) Грач – типичный представитель врановых. Птица худощавого телосложения, с длинными ногами и таким же длинным клювом. Оперение чёрное, блестящее с синим отливом. В нижнем слое серый пух, который не позволяет в морозы мерзнуть. Перья птицы плотные, жесткие. Благодаря кожному салу, которым смазываются перья, они становятся водонепроницаемыми. В полете благодаря обтекаемым перьям, грач развивает скорость до 85 километров в час. |
|
Голубь (Columba) Длина крыла 20—27 см, масса 200—650 г. Человек приручил дикого сизого голубя более 5000 лет тому назад, а, возможно, и 10 000 лет назад[ |
|
Синица (Parus) Маленькая и бойкая певчая птица – синица, которую можно с легкостью узнать по яркому лимонно-желтому брюшку с продольной черной полосой, черному оперению головы с белыми щечками и голубовато-серой спине и крыльям. У этих птиц маленький аккуратный клюв, сплюснутый по бокам и очень цепкие коготки на лапках. Что касается размеров, то в среднем синицы немного крупнее, чем воробьи, и отличаются от них более длинным хвостом. Длина их тела достигает 15-20 см, масса составляет от 14 до 20 г, размах крыльев – до 26 см. Эти певчие птицы относятся к отряду воробьинообразные, семейству синицевые и роду синицы. В разное время ученые относили к синицам различных птиц, например, лазоревок. Однако сейчас к этому роду принадлежат 4 основных вида (большая синица, серая, восточная, зеленоспинная) и их подвиды.
|
|
Скворец (Sturnus vulgaris), Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв со слегка сплюснутым кончиком, прямой короткий хвост, вершины которого достигают нижние кроющие перья, и острые крылья, у которых первое маховое перо укорочено, а второе длиннее остальных. Молодые скворцы — буро-серого цвета, с беловатою пятнистою грудью. |
|
Сорока (Pica) Сорока – небольшая птица из отряда воробьинообразных. Длина взрослой птицы составляет 35-50 сантиметров, масса тела – до 350 граммов, размах крыльев – 80-90 сантиметров. У сороки стройное вытянутое тело; длинный хвост «веером»; короткие, узкие, заостренные на конце крылья; небольшая голова и толстый, изогнутый клюв. Лапы длинные, четырехпалые, четвертый палец смотрит назад, что позволяет птице крепко цепляться за ветки и сохранять устойчивую позицию. |
|
Снегирь (Pyrrhula pyrrhula)) Снегири – это уникальные птицы, которых наши предки называли пересмешниками. Снегирь — певчая птица, принадлежащая к семейству вьюрковых отряда воробьинообразных. Самой ближайшей родней снегиря являются широко распространенные в природе щеглы и зяблики. Все представители рода снегирь делятся на две большие подгруппы: черношапочные и масковые. У первых обычно оперение на всей голове черное, а у вторых в этот цвет и его оттенки окрашена только область вокруг глаз и клюва. Их с удовольствием содержали в домашних условиях, при этом птицы легко запоминали популярные мелодии. Эта птица без особых усилий подражала голосам и звукам, поэтому была названа «русским попугаем» |
|
Воробьи (Passeridae) – небольшие птицы многочисленного семейства воробьиные. Являются самыми известными пернатыми, предпочитающими гнездиться рядом с людьми. Воробьев легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью. Средняя длина тела составляет 15-16 сантиметров, вес – 25-35 граммов, размах крыльев – до 27 сантиметров. |
Задание 1.3 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: апрель – май2022 г. Участники: VIII б- 24 учащихся, объединение по интересам « Юный эколог»
Ответственный: Скуратович Н.Н., Книга А.С. Выполнение задания: 1. Совместно с учащимися провели описание аборигенных и интродуцированных видов деревьев и кустарников на территории учреждения образования « Cредняя школа №3 г.Березино».
Разнообразие деревьев и кустарников
Происхождение вида |
Вид |
Фото |
Интродуцент |
Конский каштан обыкновенный (Aesculushippocastanum L.) |
|
Аборигенный вид |
Яблоня дикая (Malussylvestris L.) |
|
Аборигенный вид |
Клён остролистный (Acer platanoides L.) |
|
Аборигенный вид |
Осина обыкновенная (Populustremula L.) |
|
Аборигенный вид |
Липа крупнолистная (TiliaplatyphyllosScop.) |
|
Аборигенный вид |
Ясень обыкновенный (Fráxinus excélsior) |
|
Интрудуцент |
Гортензия белая (Hydrangea) |
|
Интрудуцент |
Можжевельник казацкий Juniperus sabina L |
|
Интрудуцент |
Туя Брабант
Thujaoccidentalis «Brabant» |
|
Аборигенный вид |
Роза парковая Rosa |
|
Аборигенный вид |
Береза (Betula), |
|
Аборигенный вид |
Сирень обыкновенная (Syrínga) |
ЗАДАНИЕ 1.8.Создать и разместить на территории учреждения образования искусственные гнездовья для птиц.
Дата выполнения: март 2022
Участники: учащиеся школы, члены объединения по интересам «Юный эколог»
Ответственный: Фесун Людмила Александровна
Количество участников: 56 чел.
Цель: приобретение практических навыков изготовления искусственных гнездовий, освоение правил их размещения и приемов ухода; организация наблюдений за птицами весной.
Были изготовлены учащимися скворечники во внеурочное время, а также в домашних условиях вместе с родителями. Все развешены в природном окружении учреждения образования – наиболее доступная и известная мера привлечения скворцов. Скворечники делались определенных типов и размеров из сухого материала.
Биоразнообразие - изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения.
Цель: активное вовлечение учащихся в экологическую и природоохранную деятельность при изучении биоразнообразия территории учреждения образования.
Задачи:
- углублять знания учащихся о биоразнообразии местной территории и условиях его сохранения и увеличения;
- совершенствовать умения учащихся проводить наблюдения, измерения, исследования в природе и в быту;
- повышать уровень экологического образования обучающихся;
- создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей учащихся в практической экологической деятельности.
Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Дата выполнения: ноябрь 2021
Участники: учащиеся 1-4 классов – 179 человек, члены объединения по интересам « Юный эколог » - 12 человек
Ответственный: Скуратович Наталья Николаевна
Количество участников: 191 чел.
Ежегодно, перед наступлением холодов, учащиеся нашей школы принимают активное участие в акции «Помоги птицам зимой». Цель этой акции изготовить и развесить кормушки на школьной территории и производить регулярную подкормку птиц. Кормушки ребята изготавливали из различных материалов: коробок, фанеры, дерева, картонных коробок.
Ребята регулярно наблюдали за птицами, определяли виды птиц, прилетающих на кормушки, фотографировали пернатых, узнавали особенности питания птиц в холодную пору года. Птичьи кормушки – великолепная возможность для наблюдения за птицами в их естественной среде обитания.
Главная цель подкормки – защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев зерноядными птицами.
Другая положительная сторона подкормки – привлечение пернатых в те места, где это необходимо человеку, поскольку часть птиц, прилетающих к кормушкам, с наступлением гнездового периода остаются в районе подкормки, там же выводят и выкармливают птенцов, обогащая лиственную фауну. В результате чего численность насекомых и их личинок будет уменьшена.