Биоразнообразие

ЗАДАНИЕ 1.4. Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования

25.11.2022

 

Дата выполнения: ноябрь 2022

Участники: учащиеся 5 классов – 67 человек,  члены кружка « Юный эколог » - 12 человек

Ответственный: Скуратович Наталья Николаевна

Количество участников: 64 чел.

    Цель: и изучить видовое разнообразие птиц, встречающихся на территории

учреждения образования .

   На протяжении года учащиеся наблюдали за птицами, которые прилетают на территорию нашей школы. Собранные данные о птицах родного  края расширяют наши знания о птицах, становятся дополнительным стимулом к последующему изучению птиц и природы в целом.

Экскурсия. Определение птиц по внешнему виду

(по территории учреждения образования и прилегающей местности)

 Цель: научить учащихся определять птиц по  внешнему виду.

Беседа

   Какие птицы прилетели к нам весной, а какие провели здесь всю зиму? Меняется ли характер питания птиц зимой и летом? Где могут устроить гнезда птицы на территории  школы? Что можно сделать, чтобы привлечь на пришкольную территорию больше птиц зимой и весной?

  Составление портрета птицы (групповая работа)

     Умение различать виды птиц по их характерным чертам приносит чувство удовлетворения. Умение внимательно смотреть и точно описывать – важные жизненные навыки. Для учащихся, овладевших этими навыками, удовольствие   наблюдений увеличивается удовольствием от способности определять: просто птичка становится домовым воробьем или городской ласточкой  или обыкновенной галкой. Знание видовых названий позволяет найти   еще больше интересной информации об отдельной птице: как и где она обычно  строит гнездо, каковы ее пути миграции, каковы предпочтения в пище, какие у нее есть другие особенности.

  Беседа об охране птиц и основным угрозам для них

  Обсуждение существующих проблем для выживания птиц в парке учреждения образования. Какие факторы природной среды и хозяйственной деятельности человека имеют наибольшее значение в сокращении численности птиц? Какие конкретные меры в стране принимаются для сохранения птиц? Какое участие в природоохранных мероприятиях могут принять учащиеся нашей школы?

Примеры птиц

 

 

 

 

Описание

Фото

Ворона (Corvus corax)

Самцы по размеру больше самок. Телосложение представителей мужского пола плотное, сбитое. Перья глянцевые, плотно прижаты к телу. Шея толстая и крупная. Вес самок колеблется в пределах 800-1200 граммов. Их хвост не такой длинный, шея тонкая. Отличить воронов от грачей или обычных ворон можно по черной бородке из тонких перьев. Во время пения они трясутся.

 

Грач (Corvus frugilegus)

Грач – типичный представитель врановых. Птица худощавого телосложения, с длинными ногами и таким же длинным клювом. Оперение чёрное, блестящее с синим отливом. В нижнем слое серый пух, который не позволяет в морозы мерзнуть. Перья птицы плотные, жесткие. Благодаря кожному салу, которым смазываются перья, они становятся водонепроницаемыми. В полете благодаря обтекаемым перьям, грач развивает скорость до 85 километров в час.

Голубь (Columba)

Длина крыла 20—27 см, масса 200—650 г. Человек приручил дикого сизого голубя более 5000 лет тому назад, а, возможно, и 10 000 лет назад[

Синица (Parus)

Маленькая и бойкая певчая птица – синица, которую можно с легкостью узнать по яркому лимонно-желтому брюшку с продольной черной полосой, черному оперению головы с белыми щечками и голубовато-серой спине и крыльям. У этих птиц маленький аккуратный клюв, сплюснутый по бокам и очень цепкие коготки на лапках. Что касается размеров, то в среднем синицы немного крупнее, чем воробьи, и отличаются от них более длинным хвостом. Длина их тела достигает 15-20 см, масса составляет от 14 до 20 г, размах крыльев – до 26 см. Эти певчие птицы относятся к отряду воробьинообразные, семейству синицевые и роду синицы. В разное время ученые относили к синицам различных птиц, например, лазоревок. Однако сейчас к этому роду принадлежат 4 основных вида (большая синица, серая, восточная, зеленоспинная) и их подвиды.

 

 

Скворец (Sturnus vulgaris),

Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв со слегка сплюснутым кончиком, прямой короткий хвост, вершины которого достигают нижние кроющие перья, и острые крылья, у которых первое маховое перо укорочено, а второе длиннее остальных. Молодые скворцы — буро-серого цвета, с беловатою пятнистою грудью.

Сорока (Pica)

Сорока – небольшая птица из отряда воробьинообразных.  Длина взрослой птицы составляет 35-50 сантиметров, масса тела – до 350 граммов, размах крыльев – 80-90 сантиметров. У сороки стройное вытянутое тело; длинный хвост «веером»; короткие, узкие, заостренные на конце крылья; небольшая голова и толстый, изогнутый клюв. Лапы длинные, четырехпалые, четвертый палец смотрит назад, что позволяет птице крепко цепляться за ветки и сохранять устойчивую позицию.

Снегирь (Pyrrhula pyrrhula))

Снегири – это уникальные птицы, которых наши предки называли пересмешниками. Снегирь — певчая птица, принадлежащая к семейству вьюрковых отряда воробьинообразных. Самой ближайшей родней снегиря являются широко распространенные в природе щеглы и зяблики. Все представители рода снегирь делятся на две большие подгруппы: черношапочные и масковые. У первых обычно оперение на всей голове черное, а у вторых в этот цвет и его оттенки окрашена только область вокруг глаз и клюва. Их с удовольствием содержали в домашних условиях, при этом птицы легко запоминали популярные мелодии. Эта птица без особых усилий подражала голосам и звукам, поэтому была названа «русским попугаем»

Воробьи (Passeridae) – небольшие птицы многочисленного семейства воробьиные. Являются самыми известными пернатыми, предпочитающими гнездиться рядом с людьми. Воробьев легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью. Средняя длина тела составляет 15-16 сантиметров, вес – 25-35 граммов, размах крыльев – до 27 сантиметров.

 

 

 

 

 

свернуть

Задание 1.3 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

30.05.2022

Задание 1.3 Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)

Дата выполнения: апрель – май2022 г. Участники: VIII б- 24 учащихся, объединение по интересам « Юный эколог»

Ответственный:  Скуратович Н.Н., Книга А.С. Выполнение задания: 1. Совместно с учащимися провели описание аборигенных и интродуцированных  видов деревьев и кустарников на территории  учреждения образования « Cредняя школа №3 г.Березино».

 

 

Разнообразие деревьев и кустарников

 

 

Происхождение

вида

Вид

Фото

Интродуцент

Конский каштан обыкновенный (Aesculushippocastanum L.)

Аборигенный вид

Яблоня дикая (Malussylvestris  L.)

Аборигенный вид

Клён остролистный (Acer platanoides L.)

Аборигенный вид

Осина обыкновенная (Populustremula L.)

Аборигенный вид

Липа крупнолистная (TiliaplatyphyllosScop.)

Аборигенный вид

Ясень обыкновенный

(Fráxinus excélsior)

Интрудуцент

Гортензия белая

(Hydrangea)

Интрудуцент

Можжевельник казацкий

Juniperus sabina L

Интрудуцент

Туя Брабант

 

Thujaoccidentalis «Brabant»

Аборигенный вид

Роза парковая

Rosa

Аборигенный вид

Береза

(Betula),

Аборигенный вид

Сирень обыкновенная

(Syrínga)

 

свернуть

Задание 1.8. Создать и разместить на территории учреждения образования искусственные гнездовья для птиц

26.03.2022

ЗАДАНИЕ 1.8.Создать и разместить на территории учреждения образования искусственные гнездовья для птиц.

Дата выполнения:  март 2022

Участники: учащиеся школы, члены  объединения по интересам «Юный эколог»

Ответственный: Фесун Людмила Александровна

Количество участников: 56 чел.

 

 

Цель: приобретение практических навыков изготовления искусственных гнездовий, освоение правил их размещения и приемов ухода; организация наблюдений за птицами весной.

    Были изготовлены учащимися скворечники во внеурочное время, а также в домашних условиях вместе с родителями. Все  развешены  в природном окружении учреждения образования – наиболее доступная и известная мера привлечения скворцов. Скворечники  делались определенных типов и размеров из сухого материала.

 

             

 

 

свернуть

Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

22.11.2021

Биоразнообразие - изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования и способов его увеличения.

 

Цель: активное вовлечение учащихся в экологическую и природоохранную деятельность при изучении биоразнообразия территории учреждения образования.

Задачи:

- углублять знания учащихся о биоразнообразии местной территории и условиях его сохранения и увеличения;

- совершенствовать умения учащихся проводить наблюдения, измерения, исследования в природе и в быту;

- повышать уровень экологического образования обучающихся;

- создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей учащихся в практической экологической деятельности.

                

  Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения: ноябрь 2021

Участники: учащиеся 1-4 классов – 179 человек, члены объединения по интересам « Юный эколог » - 12 человек

Ответственный: Скуратович Наталья Николаевна

Количество участников: 191 чел.

 

  Ежегодно, перед наступлением  холодов, учащиеся нашей школы принимают активное участие в акции «Помоги птицам зимой». Цель этой акции изготовить и развесить кормушки на школьной территории и производить регулярную подкормку птиц. Кормушки ребята изготавливали из различных материалов:  коробок, фанеры, дерева, картонных коробок.

Ребята регулярно наблюдали за птицами, определяли виды птиц, прилетающих на кормушки, фотографировали пернатых, узнавали особенности питания птиц в холодную пору года. Птичьи кормушки – великолепная возможность для наблюдения за птицами в их естественной среде обитания.

Главная цель подкормки – защита птиц от голода, сохранение их высокой жизнеспособности и предупреждение или значительное снижение выклёвывания почек плодовых деревьев зерноядными птицами.

Другая положительная сторона подкормки – привлечение пернатых в те места, где это необходимо человеку, поскольку часть птиц, прилетающих к кормушкам, с наступлением гнездового периода остаются в районе подкормки, там же выводят и выкармливают птенцов, обогащая лиственную фауну. В результате чего численность насекомых и их личинок будет уменьшена.     

                   

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

свернуть