Советы дефектолога

О дисграфии, дислексии. Родителям на заметку

13.11.2023

     Речевые проблемы вызывают трудности  в усвоении  школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации и  возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

    Причины, вызывающие речевые нарушения, многочисленны. Решить их быстро невозможно. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима своевременная систематическая помощь логопеда, учителей и родителей. С началом обучения в школе у некоторых детей  выявляются дисграфия и дислексия. 

       Дисграфия - это стойкое нарушение письма. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а впоследствии – в усвоении грамматики родного языка.     

      Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Чтение ребенка с дислексией можно охарактеризовать как замедленное, с остановками и неверное.  

Причины возникновения дислексии и дисграфии: -Незрелость определённых психических функций, нарушение межполушарного взаимодействия, которое является следствием многих причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы, затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые травмы). -Влияют так же заболевания матери во время беременности (токсикозы, сердечно-сосудистые патологии, почечная недостаточность, резус-конфликтная ситуация). -Ещё одной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. -А так же различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве. -Ряд учёных считает, что определённую роль в возникновении дислексии и дисграфии имеет наследственный фактор, когда ребёнку от ближайших родственников передаётся несформированность определённых мозговых структур. В семьях, в которых родители или близкие родственники страдали дислексией, вероятность дислексии у детей выше на 30%.      Группы риска

Вероятность возникновения дислексии и дисграфии выше у -левшей и правшей, переученных из левшей, -детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы, -детей, в семьях которых говорят на двух и более языках, -детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки, -детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка читать, -детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный язык, -детей, которым невропатолог поставил диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) или ЗПР.    Логопеды и специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если дошкольник плохо различает и говорит звуки, с трудом учит стихи и никак не может научиться завязывать шнурки и застёгивать пуговицы. Как распознать дислексию и дисграфию?

    Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которое, как вам кажется, похожи на специфичные, но они редки или вообще единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат переутомления, невнимательности.     У ребёнка есть дислексия если он: - с трудом запоминает и путает буквы при чтении, постоянно заменяет близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж), - читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает множество ошибок, - пропускает буквы (марка –мара, куртка - курка), слоги (молоко–мокко, дорожка-дожка), предлоги, - заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, поэтому - потом), - заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана), - не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится - говорил), - изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под листьях), - неправильно согласует в роде существительные и прилагательные или местоимение (весёлый девочка, моя платье), - пытается угадать слово по нескольким первым буквам, - плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только что прочитал.   Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает и запоминает намного легче.   Теперь заглянем школьнику в тетрадь. О наличии дисграфии говорят такие ошибки: - пропуск букв и слогов (упала-упла, бабочка-бачка, огромный город – огромный горд), - искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух), - не дописывание слов и букв (растёт – растё, мышка - мышк), - перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки), - добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно - дуружно), - замена согласных (картофель – картовель, дупло – тубло, сушки - шуски), - слитное написание предлогов, раздельное приставок, когда приставка напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный) - разделение одного слова на два (ведёрко – ведёр ко, игра – и гра), - неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки - конки), - смешение букв, схожих по напсианию Т – П, Б – Д, И – У (потянул – попинул, рябит – рядип, муха - миха). - переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…, -пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.    Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слова как попало, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы. У дисграфиков очень плохой почерк, слова у них словно наползают друг на друга. Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.

     Уважаемые родители, обратите внимание!

     Дисграфия и дислексия  никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

   К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

    Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, "отрабатывая", чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого.         Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: "О" напоминает обруч, "Ж" – жука, "С" – полумесяц…

    

 

 

Памятка для родителей

Что нужно делать:

- помогите ребёнку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с перерывом для отдыха,

- поскольку дислексики и дисграфики, как правило, хорошо воспринимают устную речь, то существенную помощь в усвоении ребёнком нового материала по другим предметам могут оказать взрослые члены семьи, прочитывая ему заданный материал вслух,

- никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его с ним самим на предыдущем этапе,

- вашему ребёнку полезны занятия, развивающие мелкую моторику и активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов), выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка,

- лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку помогут языковые игры (придумывание слов на одну букву, подбирание рифм к словам, чтение шёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок),

- попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы пишите у него на спине или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы или вылепленные из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги,

- научите ребёнка печатать на компьютере, это поможет ему развить моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть, какое слово напечатал с ошибкой,

- следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы он в одно и то же время ложился спать и просыпался. Приучите его утром и вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, это активизирует мозговую деятельность,

- старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка чередовались с физическими и подвижными играми. Почаще гуляйте с ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность.

Чего делать нельзя:

- Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению. Для совместного чтения подберите книги с небольшими рассказами с крупным шрифтом, в которых много картинок.

- Не мучайте ребёнка бесконечным писанием диктантов и безумным списыванием тестов, даже если вам это советует специалист. Механическое выполнение упражнений не даёт положительного результата.

- Не пытайтесь устранить все ошибки одновременно. Если поставлена цель научить ребёнка писать без ошибок, то пока не обращайте внимание на некрасивый почерк.

- Не стремитесь наращивать скорость чтения.

- Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка, если он ошибается. Исправлению дислексии и дисграфии это не поможет, а желание учиться отобьёт окончательно. Но и хвалить без причины тоже не стоит.

     Между делом

  Многие родители жалуются на отсутствие свободного времени. Но ведь очень многие качества и способности ребёнка можно развивать между делом. И развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа, памяти, внимания, мышления – всё это можно делать в любой обстановке, стоит только проявить фантазию.

- Очень удобно между делом заниматься развитием речи. Когда вы с ребёнком (идёте из школы, магазина, поликлиники), читайте стихи, называйте предметы и обобщайте их по группам, развивая слуховое внимание. Попросите ребёнка 1 минуту помолчать, не объясняя причину, а затем спросите, что он услышал в это время, какие звуки, голоса.

- Полезно придумывание слов, которые начинаются на определённый звук. Звук можно выбирать в середине или конце слова. Поиграйте в игру «Наоборот» (подбор антонимов).

- Во время прогулок или других домашних дел играйте в «Цепочку» - придумывание слов на последний звук предыдущего слова. Слова можно подбирать на определённую тему.

- Во время поездки на автомобиле предложите ребёнку назвать всё, что он видит за окном. Это развивает словарь ребёнка и улучшает звукопроизношение.

- Когда вы собираетесь печь пироги или печенье, дайте ребёнку кусочек теста, чтобы он вылепил из него буквы. Попросите найти на полке предметы с заданным звуком.

- Вы делаете уборку, ребёнок вертится рядом. Предложите ему назвать не меньше 10 предметов с определённым звуком.

-Занимаясь домашними делами, прослушивайте вместе с ребёнком записи сказок, стихов в исполнении актёров и чтецов, дикция которых безупречна.

-Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех.

-Чем теснее логопед будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.

   Постарайтесь сделать всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку, чтобы его глаза засветились от достигнутых успехов, чтобы улыбка чаще появлялась на его лице. Это ваш ребёнок, и только вы лучше всего можете ему помочь, если захотите!!!

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА  

13.11.2023

        Дети, имеющие нарушения слуха, относятся к категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья, препятствующими получению образования без создания специальных условий. Условия успешной реализации программного материала в общеобразовательной организации зависят

  • от взаимодействия ребенка с нарушением слуха с учителями, специалистами (логопедом, психологом, социальным педагогом), родителями, одноклассниками;
  • создания благоприятной психологической атмосферы для адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

    Основные причины трудностей ребенка с нарушением слуха при обучении в общеобразовательной организации:

  • недостаток слуховой функции;
  • бедность пассивного и активного словарного запаса, незрелость навыков связной речи;
  • затрудненное понимание обращенной речи;
  • нарушения произносительных навыков;
  • аграмматичность экспрессивной речи.

 

   Условия, облегчающие ребенку с нарушением слуха, обучение в общеобразовательной организации:

  • В помещении отсутствуют фоновые шумы или они сведены к минимуму;
  • Ученики говорят по одному и не перебивают друг друга;
  • Перед выполнением задания учитель дает инструкцию ребенку, когда в классе тихо;
  • Учитель говорит четко, не быстро, недлинными предложениями; •Информация, даваемая ученику устно, понятно сформулирована и произнесена голосом достаточной громкости;
  • Обращаясь к ученику или давая ему задание, учитель сначала называет ребенка по имени или предваряет инструкцию словами, привлекающими внимание ребенка.
  • Учитель выделяет голосом наиболее важную информацию в своей речи;
  • Учитель использует наглядный материал при объяснении темы урока; •Программа дисциплины в целом и урок четко структурированы и хорошо предсказуемы.
  • Оптимальное место для ученика- первая парта в центральном ряду напротив стола учителя.
  • Повторяйте вопрос, обращенный к ученику;
  • Давайте родителям задание накануне выучить и разобрать с ребенком новые слова и понятия по теме, которые будете проходить на уроке (опережающий метод);
  • Задавая вопрос ученику, следите за тем, чтобы он мог видеть ваше лицо, не поворачивайтесь к нему спиной;
  • Следите за тем, чтобы в классе было достаточно светло, чтобы ребенок мог хорошо видеть ваше лицо;
  • Говоря, не закрывайте лицо тетрадью или книгой;
  • Говорите четко, внятно, небыстро, без утрированной артикуляции, с достаточной громкостью, но не кричите;
  • Имейте ввиду, что когда ребенок с нарушением слуха пишет или читает, он не смотрит на ваше лицо и пропускает часть того, что вы говорите;
  • Ребенку с нарушенным слухом нужно больше времени для ответа, дайте ему время, прежде чем повторить вопрос или адресовать его другому ученику;
  • Когда кто-то из учеников спрашивает или отвечает, повторите вопрос и ответ – это полезно всем ученикам. Для ребенка с нарушенным слухом это особенно важно, потому что ему трудно понять, кто говорит, и пока он ищет говорящего, он пропускает вопрос/ответ;
  • Используйте разные зрительные подсказки (наглядные материалы, запись ключевых слов, фраз на доске, повторяйте и подчеркивайте их);
  • Когда отвечают несколько учеников предваряйте ответ каждого, называйте его по имени. Это помогает ученику с нарушенным слухом быстрее осознать, кто говорит и сконцентрироваться на понимании того что говорят;
  • Научитесь видеть по лицу ребенка, что он не уверен, что понял;
  • Поскольку процесс слушания и говорения требует от ребенка больших усилий, то к концу учебного дня он устает сильнее, чем другие дети и больше отвлекается. Учитель должен прилагать активные усилия для удержания его внимания на последних уроках.

     Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребенку с нарушением слуха необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение. Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т. е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.

   Проведение коррекционной работы в классе, способствующей толерантности:

  • беседа с одноклассниками обучающегося с нарушением слуха;
  • беседа с родителями одноклассников обучающегося с нарушением слуха;
  • проведение совместных тренингов, направленных на взаимопомощь;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование умения сотрудничать. Все виды работ будут эффективны только при интенсивном развитии связной речи, расширении словарного запаса: активного и пассивного.

        Родители, специалисты и другие окружающие ребенка взрослые должны соблюдать некоторые правила. Эти правила помогут ребенку лучше понимать речь:

– Находитесь на одном уровне с ребенком, когда разговариваете с ним. Ребенок будет видеть ваше лицо и лучше понимать вас.

– Не закрывайте лицо руками, когда общаетесь с ребенком. Когда ребенок не видит вашего лица, ему трудно воспринимать и понимать речь.

– Не говорите с ребенком, когда у вас во рту находится пища. Находящаяся во рту пища, искажает звуки и затрудняет понимание ребенком того, что вы говорите ему.

– Говорите четко в нормальном темпе и помните, что вам не надо говорить громко, кричать. Если ребенок не понял, что вы ему сказали, попробуйте изменить фразу и сказать ее по-другому, а не повторять ее.  

– Когда разговариваете с ребенком, постарайтесь исключить посторонние шумы: выключите музыку, телевизор, закройте окна, если с улицы доносится сильный шум движения.

– Подкрепляйте вашу речь жестами, мимикой, изменяйте интонацию, когда общаетесь с ребенком. Это помогает ребенку лучше понимать вашу речь.

_ При возникновении затруднений в решении познавательных задач на абстрактно-логическом уровне подключать наглядность (т.е. мышление со словесно-логического уровня переводится на наглядно-образное или наглядно-действенное.

свернуть

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

13.11.2023

 

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения), а значит, и в усвоении многого словесного учебного материала.

У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

До поступления в школу родителям следует обратить внимание на следующее:

  1. 1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок  к шести – семи годам должен  четко произносить все звуки.

  1. 2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

  1. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

  1. 4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

  1. 5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребенка должно быть около 2000 слов, в числе  которых представлены все части речи. Считать слова, известные Вашему ребенку, конечно же, не нужно, да и это невозможно. Но Вы можете проверить знание ребенка лексики по темам: «Семья», «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Продукты»,  «Животные дикие и домашние» и т.п. (т.е. всё то, что проходил ребенок в детском саду). 

  1. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить или пересказать сказку и рассказ, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, др.

  1. Развитие мелкой моторики

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Для того, чтобы избежать данных проблем, нужно решить вопрос о готовности к письму непосредственно руки.

Успешному развитию мелкой моторики способствует лепка из пластилина, глины, теста;  игры с мелким конструктором; пазлы, мозаика, застёгивание и расстёгивание пуговиц; пособия-шнуровка, завязывание шнурков, развязывание  узелков  на  шнурках;  раскрашивание, штриховка,   рисование (фломастеры  не  рекомендуются);   нанизывание  бус, бисероплетение; многое другое.

  1. Состояние пространственных функций

Умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях (перевёрнутые, заштрихованные наложенные друг на друга и пр.).

  1. Развитие коммуникативных функций

Полноценному развитию коммуникативных функций ребенка способствует постоянное общение с детьми, взрослыми.  Речь идет об умении слушать, запоминать и выполнять инструкции и о выстраивании полного, развернутого, уверенного общения.

  1. Развитие процессов внимания, памяти

Сегодня довольно большой выбор упражнения и заданий для развития внимания и памяти. Их можно купить, можно найти в интернете. Например, найти 10 отличий на двух практически одинаковых картинках; пройти по лабиринту; увидеть недостающие детали; запомнить ряд  слов или предметов; и т.д.

  1. Развитие мышления

Развитое мышление предполагает умение ребенка обобщать слова или предметы («назови одним словом»: например, стол, стул, кровать, шкаф – это мебель); умение классифицировать («распредели на группы»: помидор, огурец, яблоко, морковь, груша, персик); умение выделять лишнее с объяснением (тарелка, вилка, мячик, чашка).

Обязательно ли ребенок должен уметь читать к 1 классу?

Не обязательно.

Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. О необходимости умения читать до школы лучше поговорить с учителем, в класс к которому пойдет ребенок.

Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.

Трудности при овладении чтением и письмом

В группу риска попадают следующие учащиеся:

- Если ребенок левша

- Если он – переученный левша

- Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу

- Если в семье говорят на двух и более языках

- Если ребенок слишком рано пошел в школу

- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием

- Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

- Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков)

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок. Логопедическими ошибками считаются:

- Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о, Е – З).

- Пропуски букв, слогов.

- Недописывание слов, лишние буквы в словах, слитное написание слов.

Важно не учить читать, а развивать речь ребенка. Не учить писать, а создать условия для развития мелкой моторики.

Как единодушно считают педагоги, намного важнее, чтобы ребенок был общительным, любопытным, не боялся высказывать свое мнение, отвечать на вопросы учителя, логически мыслил, хорошо пересказывал, фантазировал и «воображал». Чтобы был достаточно самостоятельным: мог обслужить себя в быту (аккуратно одеться – раздеться, беречь и содержать в порядке свои вещи), без помощи взрослых выполнять простейшие задания. Бросьте все силы на пополнение словарного запаса (беды нашего времени), обеспечив ребенка не только детским (в саду), но и взрослым уровнем общения. Также в начальной школе потребуется развитая рука (для письма): подарите ребенку конструктор и раскраску, пусть он строит, лепит... Научите правильно держать ручку.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет.  После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

- Больше читайте! Читайте вслух ребенку, рассматривайте с ним иллюстрации в книге, пусть пробует читать сам (хотя бы коротенькие знакомые слова).

- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

- Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.

Помогите своему ребенку:

К поступлению в 1 класс ребенок должен знать:

- свои имя и фамилию, адрес, имена членов семьи, номер телефона мамы / папы

- знать времена года, названия месяцев, дней недели

- уметь различать цвета

- уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т.д.

- иметь элементарные представления об окружающем миру: о профессиях, явлениях природы, правилах общения и поведения.

Если у ребенка есть логопедические проблемы, то важно перед поступлением в школу продолжать занятия у логопеда.

Желательно, чтобы все звуки к 1 классу были поставлены. У таких детей слабое место – рука. Также они часто при письме пропускают гласные звуки. Забудьте про классы с ранним изучением иностранного языка.

От чего зависит развитие речи ребенка? Здесь можно выделить 3 основных фактора, влияющих на речь ребенка:

  1. образец речи в семье (общение с ребенком, диалект, традиции, культура речи);
  2. собственный речевой опыт (общение со сверстниками, общение со взрослыми, СМИ);
  3. занятия в детском саду,  при необходимости занятия с логопедом.  

Самое главное, что Вы должны оставаться для Вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.  Успехов!

 

Родителям первоклассников

 

Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Вот несколько правил для родителей.

 

Правило 1: при ребенке не высказывать негативного мнения о школе.

 

Правило 2: рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.

 

Правило 3: не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.

 

Правило 4: необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.

 

Правило 5: каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

 

Правило 6: все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

 

Правило 7: родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.

 

 

Успехов Вам и Вашему ребенку!

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХО - ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

06.02.2023

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХО - ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

  • Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
  • Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
  • Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
  • Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
  • Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
  • Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
свернуть

Логопед советует…

06.02.2023

Логопед советует…

  1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и может быть причиной его неуспеваемости в школе.
  2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
  3. Первый образец речи для ребёнка - это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.
  4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
  5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова - заменители типа ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
  6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
  7. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
  8. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.                
  9.  Помните, что хорошие  плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными.
  10. Поощряйте каждый правильный ответ ребёнка и будьте терпимы к его ошибкам. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребёнок устал, отвлекается, лучше отложите занятие.
  11. Артикуляционную же гимнастику  выполнять ежедневно в течение 5-10 минут.
  12. Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребёнка в тетради. Если ребёнок затрудняется, никогда не выполняйте работу за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет правильный или исправит вашу ошибку. По истечении некоторого времени можно вернуться к заданию, которое вызвало затруднение.
  13. Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребёнком ролями.
  14. Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – всё это повысит интерес ребёнка к занятиям, а значит, возрастёт их результативность.

Важно помнить:

- когда звук в речи ребёнка ещё отсутствует либо дефектен, не стоит закреплять неправильное его произношение;

- когда звук только, что поставлен или появился в речи ребёнка самостоятельно, ему нельзя давать двойную нагрузку, автоматизируются сразу два звука;

- когда ребёнок смешивает звуки, нужно автоматизировать их поочерёдно и лишь, затем приступать к дифференциации.

свернуть

Как научить ребенка читать?

06.02.2023

Как научить ребенка читать?

Современные родители хотят видеть ребёнка умным, ода­ренным, умеющим читать и счи­тать чуть ли ни с младенче­ства. Современная школа диктует свои условия: «Ребе­нок должен уметь хорошо читать!»

Как же помочь ребенку научиться читать и писать? Какими навыками и умениями он должен владеть?

Прежде всего ребенку нужно уметь:

  • услышать и правильно по­вторить звук, определив пра­вильность его произнесения;
  • выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
  • слог из слова;
  • слово из предложения;
  • соединять звуки в слог;
  • составлять из слогов слово;
  • из слов предложения;
  • соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  • написать букву и правильно прочитать.


Конечно, учить читать и писать ребенка должен специ­алист, но многие мамы хотят сами      научить этому своего ре­бенка.

Для успешного обуче­ния приведем несколько сове­тов:

  1. Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и на­зывают — гласные. Их обозначают красным цветом.
  2. Сравните их с тем, как произносятся соглас­ные. Попробуйте пропеть, про­тянуть звуки [п], [н]. Эти зву­ки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласные. Их обозначают синим цветом.
  3.  Названия букв произносите коротко, как звуки: Б -  [б], П -  [п], М - [м], а не Мэ, Пэ.
  4. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять за­данный звук из потока дру­гих звуков.

Задания и вопросы:

—Хлопни, когда услы­шишь заданный звук среди других звуков, слогов.

  • Найди и назови картин­ки, в названии которых ты ус­лышишь заданный звук.
  • Хлопни, когда услы­шишь в слове заданный звук.
  • Какой  один  и  тот  же звук ты услышал во всех про­изнесенных словах?
  • Кто больше назовет слов на заданный звук?
  • Что могли бы рассказать о себе звуки [а], [о], а что рас­скажут о себе звуки [п], [б] при встрече друг с другом?

И так со всеми звуками.

 

  1. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обо­значает этот звук, мы видим и пишем.

Задания и вопросы

  • Какой звук я произнес­ла?
  • Как ты определил, что это звук [а]?
  • Какая буква обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
  • Давай, слепим ее из пла­стилина, нарисуем, выложим из палочек.
  • Сколько и каких палочек нужно для буквы А?
  • Одинаковой длины или разной?

<v:line from="696.95pt,127.7pt" id="_x0000_s1026" o:allowincell="f" strokeweight=".7pt" style="position:absolute; left:0; text-align:left; z-index:251657728" to="696.95pt,239.05pt"> <w:wrap anchorx="margin"> </w:wrap></v:line>Изображение— Найди и покажи эту букву среди других букв.

— Зачеркни все буквы А.
И так со всеми буквами.

  1. Покажите ребенку раз­ницу в произнесении слов и отдельных звуков.

Задания и вопросы

— Легко ли понять друг друга, если будем говорить так: «М-е-н-я  з-о-в-у-т Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держат­ся» друг за друга: «Меня зо­вут Рита». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассы­паются.

 

  1. Обучение чтению начинает­ся с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сра­зу второй — АП».

При открытом слоге: «Сло­жи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй - ПА».

 

  1.   Обратите внимание на то, что без гласных не получится слога, а без слога не получит­ся слова. Запомните правило: сколько   в слове   гласных, столько и слогов.

Вместе с ре­бенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем са­мым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

  1. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.
  1. Читая с ребенком пер­вые слова, не забывайте и о
    смысловой стороне прочитан­ного.

 

Обучая детей чтению, помните – главное, чтобы ребёнку было интересно!

свернуть